Когда ребёнку исполняется 4 года, родители начинают больше задумываться о том, что является нормой речевого развития для этого возраста. Разумеется, что дети все разные, к тому же мальчики говорить начинают обычно чуть позже девочек. Тем не менее, есть общие ориентиры, на которые можно опираться.
Развитие речи четырёхлетнего малыша
К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».
Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства. Родителям, однако, стоит прислушаться к тем звукам, которые являются сложными для чада, чтобы в последующем над ними поработал логопед.
Чтобы речь ребёнка в 4-5 лет продолжала быстрее развиваться, важно продолжать активное общение с ним. Мама, собравшись почистить картошку, пусть скажет об этом и малышу. А когда она варит суп, то вслух пусть комментирует каждое своё действие. Папа также может рассказывать о своих делах. Чем больше ребёнок слышит от родителей связной грамотной речи, тем быстрее будет формироваться и его правильная речь.
У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:
Малыши способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.
В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.
Малыш в данном возрасте должен уметь связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.
Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.
В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.
Подобные изменения – знак того, что у ребёнка в данный период начинает развиваться «внутренняя речь» – сокращённая, быстрая, но внешне не выраженная.
У 4-5 летнего дошкольника особенность мышления состоит в постоянном взаимодействии речи и действия. Посмотрев на юного художника, можно заметить, что когда он рисует, то проговаривает то, что он пытается нарисовать, какие у рисунка будут детали. Это этап ещё не сформированной полностью внутренней речи. Его категорически нельзя заставлять мыслить про себя, ведь малышу об этом пока ещё трудно заботиться. Становление внутренней речи заметно по тому, насколько больше у ребёнка появляется способностей рассуждать по поводу некого события, по способности сравнивать предметы (различия дети находят легче, чем сходства). При сравнении предметов малыш употребляет сравнительные степени прилагательных. К пяти годам в речи появляются сложноподчинённые предложения, содержащие союзы типа «поэтому», «потому что». Однако отвечая на вопросы, ребёнок часто опускает основную часть предложения и сразу начинает с придаточного («Потому что спал»).
Растёт активный словарь, а вместе с ним и количество используемых наречий, местоимений, союзов, предлогов, без которых невозможно выстроить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Но освоение речи не ограничивается заучиванием новых слов и в открытии ребёнком других смыслов уже известных ему слов.
Дошкольник распределяет различные предметы по категориям (штанишки – одежда, сандалии – обувь). Слова-обобщения начинают использоваться детьми тогда, когда в их словаре накапливается много слов, обозначающих конкретные предметы из какой-то категории, и когда ими уже усвоены слова-обобщения. Помимо этого, о предназначении отдельных предметов у ребёнка должен накопиться минимальный запас сведений.
К пяти годам ребёнок начинает нормально произносить все звуки, за исключением некоторых трудностей со смешением звуков «р» и «л», «ш» и «с» в многосложных словах, если оба парных звука стоят рядом в одном слове (шерстяной, лаборатория).